Главное меню

MyCollages (1)          Сегодня наставничество вновь возрождается, но уже с учетом особенностей и потребностей современных детей, современной школы. Изменились и сами модели наставничества и с точки зрения практики развития образования было бы неправильно этого не замечать.

          В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой мышления, целеполагания и действия.

          Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

          Наиболее эффективная стратегия, отвечающая вышеназванным целям и задачам - это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения. Использование технологий наставничества успешно способствует решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения» администрации и педагогического коллектива.

          В МБОУ «СОШ№41» с сентября 2021 года выбрана основная форма наставничества «ученик-ученик», которая предполагает взаимодействие обучающихся образовательной организации. Стоит отметить, что при таком взаимодействии один из обучающихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Данная практика рассчитана на обучающихся 5-11 классов. По итогам полугодия привлечено к наставнической деятельности боле 100 учеников. В процессе деятельности команды наставников и наставляемых корректируются.

          Цель практики: создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет.

          В рамках формы наставничества процесс формирования школьного сообщества - совета лидеров базируется на принципах эффективности школы, лидерства, коллегиальности, демократии и, что немаловажно, интереса обучающихся друг к другу.

          Стоит отметить, чтовариации ролевых моделей внутри формы «ученик - ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Вариантами взаимодействия могут быть такие, как:

- «отличник - двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

- «лидер - скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

- «равный - равному», в течение которого происходит обмен навыками, взаимная поддержка, совместная работа.

          За год реализации формы наставничества «ученик-ученик» в нашей школе выявлена положительная динамика в рамках реализации мероприятий по взаимодействию «равный - равному». В период месячника профилактики старшеклассники провели классные часы по таким темам как «Железная дорога-зона повышенной опасности», «Толерантность начинается с меня»,   «Права и обязанности».

          Ребята из числа наставников организовали и провели информационно-познавательный урок в начальных классах, с использованием презентации «Я есть то, что я ем», которая была реализована в рамках всероссийской акции «Здоровое питание школьников».

          Активисты поста «Здоровья +» стали наставниками для учащихся из группы риска. Совместно с педагогами психологами организовали и провели профилактические мероприятия «Осторожно ВЕЙП», «Мифы и правда о курении вейпов и кальянов», привлекли учеников к акции « Красная лента», подготовили совместно с ребятами информационные буклеты и сняли небольшой видеоролик.

          Таким образом наставническая деятельность необходима в каждой образовательной организации, как одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, выявлению способностей, стимулированию инициативы и творчества, формированию активной социальной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям, дающая каждому возможность быть созидателем.

MyCollages

Полезные ссылки

 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?